Говорить об этом не принято, а если и говорится, то в своем кругу и в полголоса. Тем не менее, многие, имеющие отношения к малому бизнесу, особенно торговому или сфере обслуживания, знают, что приходится сталкиваться не только с проверками, но и с поборами. Они бывают разными, на благое дело и за хорошее отношение, за взгляд сквозь пальцев, о потому, что так принято и надо делиться. Причин множество, способов и ухищрений - еще больше. Избежать большей части таких поборов может помочь кооперация.
Давайте рассмотрим это на примере небольших рынков, где торгует множество предпринимателей, вынужденных самостоятельно решать все вопросы с проверяющими и контролирующими структурами и прочими органами. Начинающие учатся у опытных, а опытные знают, кому сколько отрезать и куда нести. Так проще и даже дешевле, другое дело, что коррупция не способствует повышению качества продаваемых продуктов и других товаров и способствует уводу денег от налогов, а значит из нашего бюджета. Чтобы не следовать общим правилам, надо быть "большим и сильным", настолько, что большинство любителей наживы в погонах и без, не захотят связываться, а если и будут это делать, то в случае серьезных нарушений и не в интересах своего кармана. В этом одна из причин конкурентного преимущества крупных торговых сетей по сравнению с небольшими магазинами. Но как быть с рынками?
Есть хороший пример организации торговли на рынках в Юбилейном и в Солнечном на Топольчанской. Разница в том, что один из них государственный, а другой принадлежит Облпотребсоюзу, а общее - и там, и там порядка куда больше, чем на любом небольшом рынке, а предприниматели не сталкиваются с проблемами поборов в такой степени, как если бы они решили реализовывать свою продукцию в другом месте. Отсюда вывод, или продолжить строительство государственных рынков, например, в Заводском районе и далее везде, или поручить это крупному инвестору. Первый путь хорош, но требует дополнительных затрат бюджета, что в наших условиях крайне затруднительно. Второй вариант дополнительных затрат из казны не требует, но налагает большую ответственность на тех, кто будет принимать решение, о выборе инвестора поручить это непростое дело.
Тема поддержки малого бизнеса сегодня основная, особенного малого бизнеса в аграрной сфере, там где создается наша продовольственная безопасность и обеспечивается импортозамещение. Значит именно этой сфере должно быть уделено особое внимание власти. В четверг прошла прямая линия с президентом России Владимиром Путиным в ходе которой значительная часть вопросов была посвящена этому, а губернаторам были даны поручения помочь фермерам в организации торговли. У нас в области не дожидались указаний из Москвы и уже несколько лет активно работают в этом направлении. Достаточно вспомнить молочные продукты "Белой долины", "Атикс" или "Анютино". Они уже имеют торговые точки и места на рынках, представлены в сетевых магазинах, но как быть начинающим, тем, у кого нет таких объемов, но есть желание развивать молочное направление животноводства? И здесь эффективным путем может стать кооперация. У нас в стране был накоплен значительный и положительный опыт потребительской кооперации, которая решала и проблемы закупки сельхозпродукции на местах и проблемы обеспечения жителей сел нужными промышленными товарами. К сожалению, в 90-е годы прошлого века потребительская кооперация понесла большие потери, но причины не в её не эффективности, а в смене формаций и способов хозяйствования, в отсутствии надлежавшего законодательного регулирования на переходном этапе. Это значит, что не нужно стесняться брать опыт недавнего прошлого и использовать то, что делало жизнь и работу людей удобнее, естественно с учетом нового времени, в котором мы живем сегодня.
На прошлой неделе в Общественной палате области обсуждали торговлю продуктами питания. Говорили много и по существу. В частности, председатель палаты Александр Ландо предложил передать действующие с строящиеся рынки в одни руки. О мнению Ландо, в таком случае фермерам будет удобно в режиме "одного окна" решать вопросы с допуском продуктов на реализацию, а недобросовестные предприниматели, торгующие некачественными товарами будут знать, что если не исправиться, то торговое место придется искать долго, а может и в другом городе. Если не учитывать, что частная монополия – это почти всегда нехорошо, есть в этом предложении и здравая мысль. Вероятнее всего, предлагая такое решение вопроса, Александр Соломонович имел в виду передачу всех рынков в одни руки – в руки Облпотребсоюза. В этой связи интересно было бы услышать мнение руководителя Облпотребсоюза, депутата Олега Подборонова, готов ли он брать на себя такую ответственность, есть ли у него планы по возрождению потребительской кооперации, которая уже показала свою эффективность в решении многих проблем, сегодня представляющихся трудноразрешимыми? Потому что просто передать рынки, не восстановив при этом систему потребительской кооперации, объединявшую некогда все населенные пункты области, это породить еще одного монополиста, со всеми вытекающими отсюда последствиями.